Для того ,что бы описать важность устной речи, мы хотели бы привести в пример одного нашего знакомого, назовём его Аристарх. Аристарх – это молодой человек, который работает в одном крупном холдинге, следит за модой, всегда одет с иголочки и создает впечатление максимального аккуратиста и педанта судя по его идеально сидящему костюму. Но стоит ему открыть рот, как образ молодого , успешного, культурного гиганта бизнеса просто разбивается о то как он исзалагает свою мысль.
Предложения выглядят примерно следующим образом :
«Не, ну я чё это, ну это как оно, эт *** короче, ну вот такая там ***** короче на эт была».
Да, речь – это то, как мы излагаем свои мысль. А если человек так излагает мысли, значит он каким-то сходим образом и думает. Как-то «че эт ну это как» так.
Речь – это один из важнейших инструментов на собеседовании. Это показатель целого ряда навыков, начиная от умения коммуницировать и адаптировать стиль общения под особенности собеседника, заканчивая Вашей структурированностью и последовательностью.
Если резюмировать всевозможные методики и советы, которые касаются речи , то их можно вынести в … простых советов, которые помогают не только на собеседовании, но и в работе в целом :
1.Говорите «И» вместо «Но»
«Ты все правильно сделал, но… » , «Ты все правильно сделал и…» — согласитесь, одна и таже фраза с разными предлогами звучит деаметрально противоположно. «НО» чаще всего воспринимается как предлог отрицания. Мол, ты конечно молодец, но … и так далее. И – предлог который что-то добавляет, а не просто критикует.
2.Устраните все слова паразиты.
Я (Андрей Топилин ) как-то раз присутствовал на собеседовании, где кандидат на руководящую должность сказал слово «дескать» порядка 200 раз ! Вы представляете это, он , дескать, говорил это слово , дескать, чуть ли не через каждые, дескать, 10 секунд.
Другими словами, если Вам необходимо время, что бы продумать своё высказывание – не занимайте его «паразитами». Пусть лучше Ваша речь будет медленнее, нежели чем забита ненужными «звуками».
3.Знайте терминологию.
Согласитесь, что одним из показателей экспертизы в той или иной области является знание терминов и обозначений. Если Вы чувствуете, что Ваши знания в данной области имеют пробел – срочно его заполняйте. И кстати, не пугайтесь использовать какие-то узкие термины на собеседовании.
Сразу хотим обговорить, что использование узкой терминологии приемлемо только при собеседовании с будущим руководителем, но никак не с рекрутером. Менеджер по подбору просто не поймет Вас и возможно предоставить о Вас обратную связь из серии : «Не умеет варьировать стиль общения под особенности собеседника».
4.Синонимы и словарный запас.
Умение обращаться с речью как с инструментом во многом кроется в Вашем словарном запасе. Как один из секретов прохождения собеседования – это умение заинтересовать рекрутера, отвечать на вопросы так, что бы ему самому хотелось пойти работать на Ваше место и побольше узнать о Вашей работе. Поверьте, никто не любит однообразных монотонных зануд. Если у Вас в батарее имеется богатый словарный запас, то Ваш рассказ может быть куда разнообразнее Ваших конкурентов.
5.Интонация.
Интонация также является не маловажным инструментом речи. Умение правильно акцентировать внимание голосом – это целое искусство, но им можно быстро овладеть. Достаточно несколько раз отрепетировать Вашу беседу с рекрутером и постараться голосом подчеркнуть наиболее Важные на Ваш взгляд моменты.
6.Юмор.
Крайне тонкий вопрос. Юмор не всегда является положительной составляющей собеседование. Конечно, смеяться любят все (окей, почти все), но кто-то может воспринять Вас не как профессионала, а как беззаботного весельчака, который то и дело, что только «поржать» любит. И помните, уж если не можете удержаться от какой-нибудь шутки, то пусть она будет в тему и общедоступна.
Но мы все равно не советуем )
7.Четкость и конкретика.
Любой руководитель и рекрутер любят четкость и конкретику в ответах соискателя. Фразы из серии: «Ну Вы понимаете, у меня был такой период, что вот долго искал работу, ну потому что … бла, бла, бла» — не устраивают никого и сразу создают впечатление о Вас, как о скрытном и несерьезном человеке. Будьте конкретны в своих ответах.
Как совет, если Вы работаете в сфере, где Ваши KPI имеют четкий цифирный эквивалент( например Продажи, Раскрутка Сайтов, Производство и т.д.) вы просто обязаны свободно оперировать цифрами, на которые были «подвязаны». Другими словами, если Вас спросят : «Какой объем продаж аксессуаров был на той точке, где Вы работали», а Вы при этом являлись её руководителем, и Вы ответите так : «Ну я сейчас точно сказать не могу, примерно 3-7% от общего оборота», то это явно скажет о Вас как о человеке, который не отслеживает свои результаты и не понимает, как можно влиять на продажи.
8.Позитивные высказывания.
Собеседование – это не только оценка Ваших профессиональных навыков, но и оценка некого образа, который Вы создаете. Представьте, если перед Вами сидит кандидат и говорит о том, как на предыдущем месте работы было плохо, ну или вообще, жизнь – тлен и боль.
Ваша задача – произвести впечатление положительно настроенного ко всему человека, который готов ломать любые стены на пути достижения цели, поэтому на вопрос из серии : «Чем Вас не устраивало предыдущее место работы» отвечайте «Мне крайне нравилось моё место работы, там был отличный коллектив и руководство. Более того ,оно позволило мне стать профессионалом в том, чем я занимаюсь, с другой стороны, я хочу попробовать себя в Вашей компании, потому что знаю, что Вы – лидер рынка». Согласитесь, данный ответ звучит куда позитивнее чем «Ну мы там не сошлись с руководителем по ряду вопросов» .
Используйте эти советы и Ваше собеседование пройдет удачно.
Мы верим в Вас.
Андрей Топилин
Николай Волковысский